«Всего хорошего!»

В образовательном центре «Сириус» завершилась программа «Современный литературный поток». Школьники со всей России от Калининграда до Владивостока за 24 дня окунулись в мир современной прозы и поэзии, научились создавать авторские тексты с лучшими спикерами страны. И все это на берегу теплого Черного моря, почти под палящим солнцем и шумом волн.

Сочи, действительно, встретил нас объятиями ослепляющих лучей, да и проводил прекрасной погодой. Но почему тогда «почти»? Буквально через неделю «южной жизни» впервые за 5 лет там выпал снег. Весь город покрылся белой простыней, а пальмы, эвкалипт и мандариновое дерево в парке было просто не узнать. Однако снег не единственная звездочка этой программы.

Начну с самого первого дня. В 8:48 9 января нас встретил врач на термометрии. Эту процедуру приходилось повторять два раза в день. К середине смены собрался целый сборник шуток и анекдотов, потому что доктор будил нас аж в 8:08. Для литераторов каждая минутка сна была на вес золота, поэтому на проверку выходили в нарядах из тапочек и одеял.

После плотного завтрака с оладушками и сгущенкой, оды про которые к концу смены научились слагать даже хоккеисты, прошла первая установочная лекция. На ней мы встретились со всем литературным потоком, познакомились с предстоящей программой и распределились на мастерские. Так стартовал первый модуль.

За 4 занятия мы научились создавать тексты новой природы. Моя команда работала над инфографиками по писателям, поэтам и их произведениям. Свою решила посвятить повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Итоговые работы представили на фестивале мастерских, где познакомились с продуктами других команд. Никогда до этого не видела лонгридов по мемам и настольных игр по мотивам любимых книг. Здесь же были гадания, интерактивный тест по новым медиа и фотозона с самодельными крыльями.

«Кажется, есть два способа чему-то научить: Первый – долгое объяснение ученику теории, а затем практика; второй – практика, во время которой ученик сразу познает теоретическую часть. Мне кажется, что второй способ гораздо быстрее, а главное эффективнее. Методом проб и ошибок он познаёт гораздо больше. На мастерской я стараюсь руководствоваться вторым принципом, и главная моя задача – научить учиться самому – реализовывается. Стараюсь сильно не вмешиваться в процесс, только если ученик сам просит совет или комментарий. Мне понравилось, как девочки оформили наше пространство на фестивале, создали настоящий праздничный уголок», — поделилась Александра Семашко, мастер программы литературного творчества, руководитель мастерской «Инфографика: просто о сложном».

Одновременно с мастерскими мы посещали образовательные модули. «Финансы и кредит» — занятия по финансовой грамотности и эффективном использовании денег. Мы узнали, как не погрязнуть в долговой яме и сделать свои первые инвестиции. На последней паре поучаствовали в финансовой игре. Нужно было накопить на цель (моей была стажировка в Гарварде) с помощью различных видов инвестиций: акций, депозитов и вкладов.

В это же время шла работа над первым авторским текстом – впечатлением. В альманахе «Сириуса» собраны лучшие произведения со всех литературных программ. Нам нужно было выбрать одно и написать об эмоциях после прочтения. Мое внимание сразу привлек текст о лирике Фета. Автор критически оценивала его творчество, негативно высказывалась о поэте. Я же встала на защиту. Первое задание выполнено успешно на максимальный балл. Затем со стажерами программы зашагнули во второй, самый сложный модуль.

Блок работы над большим эссе – сочинением, которое сами мастера программы сравнивали с университетской дипломной работой, стартовал с лекций. Лирическое отступление: перед программой я поставила для себя цель – научиться, наконец, анализировать стихотворения. Поэтому я посещала лекции по разбору лирики и обсуждению современных поэтов.

Вадим Евгеньевич Пугач, преподаватель из СПБГУ, эксперт программы, стал моим наставником. Он открыл мир Евтушенко и Бродского, Рождественского и Савушкиной, познакомил с настоящими шедеврами поэзии 21 века. В ходе работы над сочинением мне даже удалось связаться и побеседовать с Дмитрием Коломенским, поэтом из Санкт- Петербурга. Писала по теме «Что может дать читателю 21 века современная поэзия?».

С первого раза сочинение получилось не очень удачным (23 балла из 30). Однако Вадим Евгеньевич указал на мои ошибки, дал советы, как улучшить текст, так что со второй попытки удалось повысить оценку до 25.

Побеседовала с ребятами, которые писали сочинения по прозе. Текст моей сокомандницы рекомендовали в Альманах и отправили для написания остальными участниками критического отклика.

«Если честно, с темой не могла долго определиться. Бросало то в одну сторону, то в другую. Решила все же взять «Синтетические жанры искусства «, а в основу сочинения легли всеми известные «Гарри Поттер » и «Маленький принц «. Несколько раз переписывала работу, но в итоге получилось неплохо. Спасибо эксперту Анастасии Серазетдиновой за подробный комментарий при первой проверке. Теперь я знаю, как убирать воду из текста и писать более «тяжелым» языком», — поделилась Эвелина Балановская из Томска.

Помимо лекций мы посещали мастер-классы и встречи с представителями литературных профессий. Мне особенно запомнился «Культурный PR: как продвигать выставки и спектакли» от Дарины Грибовой, работника PR-службы Мариинского театра. Оказывается, чтобы работать PR-щиком не нужно заканчивать факультет «рекламы и связей с общественностью», а для успешного продвижения нужно быть просто общительным человеком с большой базой знакомых.

А на мастер-классе «Digital Humanities в исследовании литературы» Александр Чедович Пиперски рассказал, как читать книги, не читая. Для этого можно просто составлять таблицы, в которых будет указано, сколько раз использовано каждое слово в произведении.

Вместе с тем, два раза в неделю мы собирались с участниками всех направлений на клубы. В фотостудии кроме литераторов занимались еще математики и балерины. На занятиях мы научились основам композиции, узнали о великих фотографах и попробовали сами реализовать проекты. Свои работы представили на фестивале клубов в конце программы.

Не успел второй модуль закончиться, как пришло время третьего, заключительного. В одно время нам пришлось работать сразу же над несколькими творческими заданиями: критическим откликом на чужое сочинение, письмом будущему стажеру и литературным проектом. Я снова попала в команду к Александре Семашко и вместе с литераторами из других команд провела исследование по теме «Профессии для литератора 21 века».

Удивительно быстро скооперировались с ребятами. В первый же день провели опрос, в котором из более чем 50 профессий респонденты выбирали топ самых популярных. В следующие дни оформляли лонгрид, брали большие интервью, создавали инфографики. Успели даже сделать красивую презентацию на защиту проекта и придумать что-то вроде стендапа. Наше выступление получилось самым эффектным, хотя бы потому, что началось с шутки «Сегодня ты гуманитарий, а завтра моешь планетарий». Улыбка с лица слушателей не сходила до самого конца: подобные фразы вылетали каждые несколько минут. В итоге получили максимальный балл.

«Всегда есть лидеры, которые ведут за собой команду, а есть ребята, которые не делают больше одной задачи, поставленной перед ними в начале. Но действительно классные проекты получаются у тех, кто готов всегда делать чуть больше, генерировать идеи и помогать своей команде. Учитесь самостоятельно ставить перед собой задачи и поднимать свой уровень.

Конечно, наша команда запомнилась всем своей яркой защитой. И, опять же, это пример того, как инициатива самих ребят сделать интерактивную презентацию красиво сработала. Возможно, мы бы не получили высший балл, если бы не эта яркая точка с презентацией. Здорово, что выбрали этот вариант, хотя и был соблазн пойти по более простому пути», — рассказала руководитель проекта Александра Семашко.

Вообще, нашей команде Л3 можно, по праву, записаться в книгу Рекордов Гиннеса по количеству шуток за 24 дня. В первый же день мы придумали говорить фразу из известного мема «Всего хорошего» тем, кто хотел превысить допустимое количество человек в лифте (5). Через неделю эту фишку перенял каждый, кто хоть раз проехался с нами.

На этом не закончили. Перед каждым приемом пищи переделывали известные песни под наших кураторов:

«Пусть Женя услышит, пусть Женя придет, пусть Женя нас непременно спасет. Ведь так не должно быть на свете, чтобы были голодными дети».

Что уж говорить о любимом анекдоте про гвозди, который звучал ежедневно минимум по 3-4 раза. Он настолько стал «нашим», что в конце программы куратор подарила каждому гвоздь с посланием на будущее. Теперь на моей книжной полке рядом с бюстом Достоевского и Тургенева лежит гвоздь из Сочи.

Вообще, наша команда – это как отдельный мир внутри целой Вселенной «Сириуса». Ядро самой яркой звезды. Каждый вечер у нас заканчивался душевными разговорами и песнями под гитару. Все свободное время проводили за фортепиано. Несколько раз нас даже спутали с музыкантами.

«Я 8 лет проучилась в музыкальной школе по специальности фортепиано, выпустилась 2 года назад. Дома редко садилась за инструмент, но в «Сириусе» решила проявить себя. Мне было приятно, что ребята поддержали инициативу. Очень тепло вспоминаю, как проводили вместе свободное время, которого было так мало. Невероятно атмосферно», — поделилась Лана Михайлова из Нижегородской области, главный солист наших «концертов».

Вместе мы ездили на хоккейные матчи, боролись за шайбы, срывали голоса в самых громких кричалках. До последнего матча не изменяли традиции начинать со слов «Так, мы еще не решили, за кого болеем!».

Отдельно я бы выделила день 20 января. Нет, никакого звездопада или землетрясения не произошло. Кроме того, что случился ровно в 8 утра. В мою комнату вбежали любимые сокомандницы с плакатом, шариками и громкой музыкой. Так начался самый запоминающийся день рождения.

Закончился он тоже громкой музыкой. Вечером я планировала пойти готовиться к олимпиадам, пока соседка по комнате с криками «Ты что, собираешься тухнуть в свой праздник?» не вытащила на дискотеку к «наукерам» (так мы называли участников математической программы). Только тсс, сейчас я раскрываю секрет, потому что никто из кураторов не знал о ней. С видом на ночной Сочи-парк и за руку с новыми друзьями весь вечер танцевали и веселились. Разве можно когда-нибудь такое забыть?

О друзьях упомянула не зря. «Сириус» — это то место, которое объединяет сотни маленьких огоньков в одно большое пламя. Целой семьей из 80 литераторов мы месяц работали над одним делом, кружились в бесконечном потоке информации и еще больше влюблялись в литературу. Говорят, что дружба в «Сириусе» — это навсегда. И я в это верю.

(с) Ксения Кулешова


Добавить комментарий