Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма
взаимодействия и преобразования мира. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.
Песочная терапия – это действенный метод помощи, как и взрослому, так и ребёнку любого возраста.
Песок и его воздействие на ребенка.
Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дети, да и взрослые не всегда могут словами выразить, что они чувствуют и какие эмоции испытывают. Игра с песком помогает придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Человек бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы. Такая игра является важной особенно для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.
В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:
разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и
раздражение; закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх
или негативные эмоции. При помощи песочной терапии можно:
выявлять психологические отклонения у детей, развивать детей с ЗПР и ДЦП, помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками, развивать различные навыки. Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.
Как работает песочная терапия?
Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с
психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от непроработанных эмоций, которые не перерастают в психологические травмы.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Для малышей такая терапия помогает развиваться умственно и физически,
давая возможность подготовиться к школе. Для малышей игры в песке
помогает: выучить цифры и буквы; различать левую и правую сторону;
правильно ориентироваться во временах года; тренировать память, зрение и
слух; развивать фантазию. Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:
1) Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или
бутылку с узким горлышком.
2) Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения,
технику и т.д.
3) Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют
буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
4) Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
5) Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что
благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
6) Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для
упражнений по развитию дыхания.
Ребенок познает свойства песка и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.