Как же создавался народный символ к фестивалю 1985-го года, который прошёл в столице нашей страны, узнаем у Михаила Веременко, автора голубоглазой девочки Катюши, что стала лицом фестиваля.

Михаил в 1985 году был молодым человеком, часто принимал участие в различных художественных конкурсах. Так, например, в 1980 году был конкурс плаката к летней Олимпиаде в Москве, а в 1984-ом объявили конкурс на фестивальный значок: «Насколько я тогда понял, фестивальная ромашка – это как пять колец у Олимпиады, незыблемый символ, который нужно было использовать при создании эскиза значка. Я нарисовал очень забавного человечка, у которого голова была – земной шар, вокруг неё – лепестки. В общем, я оживил эту эмблему, сделал глазки, ротик и туловище. Этот персонаж оказывался в различных ситуациях: он борется за мир, ломает атомную бомбу, митингует – такую серию значков я нарисовал на этот конкурс.

Поскольку этот самый человечек оказался несколько антропоморфным, его можно было использовать как некое лицо. Мне позвонили из ЦК ВЛКСМ, они стояли тогда за проведением конкурса, и пригласили меня поговорить о талисмане фестиваля 1985, точнее мы официально его называли не талисман, а сувенир. Советский подготовительный комитет (СПК) располагался в гостинице «Юность», она была полностью оборудована под работу по подготовке фестиваля. Там был отдел пропаганды, замечу, что пропаганда – это хорошее слово, сейчас оно изменило свой смысл не в лучшую сторону. Так вот, пропаганда – это распространение, и в отделе пропаганды были люди, которые занимались пропагандированием, распространением информации о фестивале. И мне поручили придумать что-то новое для сувенира. Конечно, это очень польстило, ведь ЦК ВЛКСМ для обычного человека был абсолютно недоступной организацией.

Я поехал домой, жил тогда в районе Тёплого Стана, и метро ещё не доходило до самого дома, поэтому нужно было с конечной остановки пересаживаться на автобус. Пока я ехал, то услышал мелодию, кто-то включил радио, там играла песня «Катюша». Меня осенило, какая замечательная идея! Ведь есть песня «Катюша», а никто сам образ её не создал. Сразу в транспорте я придумал, что фестивальный пятилистник может стать русским традиционным головным убором – кокошником. Как только я прибежал домой, мне сразу захотелось нарисовать Катюшу. Если русский кокошник, значит, и сарафан у неё должен быть традиционно русский. Я решил, что это должна быть не девушка, а девочка, ребёнок, символ будущего, ведь у ребёнка всё впереди. Нарисовал, начал думать, что же делать с руками? Я и вниз опустил, и вверх поднял, и никак всё не получалось. И я понял, что в руках она должна что-то держать, нарисовал хлеб с солью, но это казалось очень банальным. Наконец, нарисовал голубя – символа мира, которого она прижимает к себе, а по краю сарафана написал «XII фестиваль, Москва-85». Радостный я звоню в Оргкомитет, говорю: «Уже придумал! Можно покажу?». Сделал небольшой цветной эскиз, привёз, Катюша всем понравилась.

Эта песня всегда была очень популярная, а особенно в 1985 году, который стал 40-летней годовщиной победы в Великой Отечественной войне, этот праздник для нас был всегда святым. Воспоминания от войны еще живы спустя 40 лет, связь поколений как никогда крепка. Поэтому русская девочка с голубем в руках напоминала о Великой победе, означала лишь то, что будущее у нас мирное, что мы призываем весь мир жить в мире.

После встречи я вернулся домой и тут же сел рисовать, но у меня всё никак лицо не получалось, глаза то близко, то далеко, не выходило выражение лица. В то время со мной жила племянница Даша, которой было всего два года, родители её уехали работать в Ирак, и она временно жила у нас. Даша всё бегала вокруг, и я решил сделать наброски с неё, она была очаровательная, розовощёкая. У меня вышло несколько эскизов, привёз их в СПК, и мы вместе создали итоговый образ Катюши.

В то время я работал на заводе «Мосрентген» в конструкторском бюро, где был промышленным дизайнером и создавал проекты рентгеновской техники. 1984 год, 30 декабря, мне звонок, из которого узнаю, что прямо сейчас в СПК идёт обсуждение эскизов. Над сувениром тогда работали несколько художников, поэтому шёл отбор между разными работами. По телефону сказали, что скорее всего выберут мой эскиз, поэтому мне нужно было отпроситься с работы и приехать в гостиницу «Юность».

Я, как и сказали, отпросился с работы, приезжаю на Спортивную, поднимаюсь по ступенькам гостиницы. Тут прямо передо мной дверь открывается, и я слышу крик «вот он!», вспышки, камеры, толпы людей, я тогда был абсолютно не готов к такому вниманию. Сразу понял, что мой эскиз победил. На следующий день я буквально проснулся знаменитым, все газеты, журналы пестрели информацией о том, что у фестиваля появился свой символ. Начались телевизионные выпуски, письма стали приходить пачками прямо на завод, где я работал. Сначала я пытался отвечать на них, но вскоре понял, что это бесполезно, потому что они всё прибывали и прибывали. Это было забавно, меня даже начали узнавать на улице.

Катюша быстро набирала популярность и стала распространяться в качестве сувениров. Меня откомандировали с работы на время проведения фестиваля, дали кабинет на третьем этаже гостиницы «Юность». И я занимался тем, что отсматривал сувениры с фабрик всего Советского Союза. Все тогда хотели быть причастными к фестивалю и выпускать фестивальную символику. Так, каждая фабрика начала делать эскизы на основании тех, что нарисовал я. И ко мне каждый день приходили люди в этот кабинет и приносили сувенирные наброски, я должен был оценивать их на предмет соответствия оригиналу. У меня для удобства был даже линейный шаблон. Придумывали очень много вариантов, я столько никогда в жизни не видел: оловянные, деревянные, вырезанные из бумаги, трансформеры, открытки…
Я оказался с нужной идеей в нужное время и в нужном месте. За время подготовки удалось познакомиться с огромным количеством людей, получить множество предложений для сотрудничества. Так, однажды я оформлял фестивальный выпуск невероятно популярного и многотиражного журнала «Советская женщина», за оформление которого был удостоен награды «Журнал года». С павильонов ВДНХ «Юный натуралист» и «Юный техник» ко мне пришло предложение создать самую большую фигуру Катюши. На заводе игрушки в Загорске, ныне Сергиев Посад, мы и сделали такую огромную куклу: склеивали пенопласт, вырезали из него верхнюю часть, нижнюю делали конусом из оргалита, толстого прессованного картона. Вышла у нас Катюша высотой в 4.5 метра, которую установили в павильоне. И за эту работу я также был награждён золотой медалью ВДНХ.

На сам фестиваль попал в качестве делегата. Каждый представитель делегации получал бейдж с буквой «D», который позволял перемещаться по всей Москве на всех видах транспорта совершенно бесплатно. Нас поселили в гостинице «Россия», чтобы быть вблизи фестивальных мероприятий, выдали два костюма, выделили новые машины «Волги». Это всё было прекрасно, но сильнее всего мне запоминались вечера. Дело в том, что фестиваль 1985 года был достаточно закрытым, то есть приезжали делегации со всех стран мира, которые обсуждали важные и насущные проблемы, а молодёжь, которая была не задействована в проведении мероприятия, ощущала отсутствие такого долгожданного праздника, отсутствие общения. И каждый вечер на Манежной площади собиралась огромная толпа молодых людей, ребята играли на гитарах, пели, играли в «ручеёк», знаете, такая игра, где люди выстраиваются парами в длинный коридор и бесконечно перебегают из конца в начало. Вот представьте, шеренга ребят тянулась от Манежной до Большого театра. Это было очень здорово!

Конечно, на всю жизнь я запомню необыкновенные церемонии открытия и закрытия в «Лужниках», одинаковые по значимости с Олимпиадой. Салюты, артисты, фейерверки, песни – невероятно!

Я получил огромный опыт за время фестиваля, множество интересных предложений, и до сих пор рисую. Сейчас я на пенсии и занимаюсь иллюстрацией детских книжек».

Такова история Михаила Веременко, который придумав талисман фестиваля, обрёл бесценный опыт и славу в дни фестиваля.