Пионеры, пионерская организация, пионерский сбор, пионерский лагерь… Эти понятия, мало знакомые сегодняшнему подрастающему поколению, в течение 70 лет были основой в воспитании школьников нашей страны. Начиная со времен «перестройки», с конца 80-х годов, критика деятельности молодежных организаций сплошным потоком полилась с экранов телевизоров, эфира различных радиостанций, страниц центральных и местных газет.

Критика суровая, нелицеприятная, временами унижающая и уничтожающая: жесткий идеологический контроль со стороны комсомола и партии, заорганизованность, обман и лицемерие чиновников от пионерии, подавление талантов и способностей индивидуума и опора на коллективизм – вот только некоторые проявления «прегрешений» в деятельности молодежных организаций.

Сегодня, по прошествии нескольких лет с момента развала пионерской организации, появилась возможность спокойно, без эмоций, дать объективную оценку ее деятельности, выявить все положительные и отрицательные стороны. Действительно, нельзя не признать, что критические стрелы, выпущенные по целому ряду аспектов деятельности пионерской организации, можно признать вполне обоснованными и правильными. С другой стороны, по-разному относясь к политической идее взрослых, заложенной при создании детской организации, необходимо отметить и ее неоспоримые достоинства. Это и продуманная, хорошо организованная работа с подростками, и воспитание любви к Родине, ее боевым и трудовым традициям, и уважение к старшим, и забота о младших. Словом, Большая Игра, сопровождавшаяся массой полезных дел, пронизанных духом романтики, сплоченности и коллективизма.

История     ивановской   пионерии   берет  свое   начало     с 20-х годов ХХ века. Прообразом будущих пионерских отрядов стала организация «юных коммунистов», созданная в 1920 году. Первые пионерские отряды были организованы в 1922 году при Нижне-Уводской мануфактуре, фабрике «Зарядье», Большой Иваново-Вознесенской мануфактуре. Быстро набирающее обороты в 20 – 30-е годы молодежное движение требовало новых форм работы и специально предназначенных для этого помещений. В апреле 1939 года гостеприимно распахнул свои двери для ивановской детворы Дом пионеров и октябрят, переименованный в 1944 году во Дворец пионеров. Именно он нес на себе основную нагрузку по внешкольной работе в рамках воспитания подрастающего поколения в годы Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия. В его кружках и подразделениях занималось ежегодно по нескольку сотен человек, что было явно недостаточно для такого большого города, как Иваново. Именно это стало одной из главных причин принятия решения об открытии еще нескольких учреждений для внешкольной работы с детьми. Другой причиной были вскрытые в 1954 году на XII съезде ВЛКСМ существенные недостатки в деятельности пионерской организации. Отмечалось, что «подчинение деятельности пионерской организации учебно-воспитательным задачам школы привело на практике к преувеличению роли педагога в руководстве пионерским коллективом, к отождествлению пионерской работы с внеклассной по учебным предметам. Нередко проводились предметные сборы пионеров  по математике, русскому языку. Пионерские походы и костры часто подменялись заочными путешествиями пионеров в классных комнатах, а конкретные общественно-полезные дела уступили место конкурсам на лучший диктант или играм по иностранному языку; по существу прекратилось соревнование отрядов и дружин в общественной работе».

К середине 50-х годов в пионерской организации города было 70 дружин, объединявших более 18 тысяч пионеров. Становилось ясно, что необходимо расширять внешкольную работу с подростками (и не только пионерами) и переносить часть нагрузки пионерских дружин школ на уровень города, района.

И вот свершилось! 1 апреля 1955 года в многоквартирном доме ИВТЭЦ № 2 по улице Мархлевского (д. 34/45) открылся Городской Дом пионеров и школьников г. Иванова. Сколько радости вызвало тогда у местных ребятишек и их родителей это событие. Первый директор – Федор Алексеевич Уткин – в течение нескольких недель был занят ремонтом и уже летом гостеприимно встретил первых посетителей – будущих хозяев большого дома: Тверских Юрия и Владимира, Марининых Валентина и Владимира, Филатову Людмилу, Небурчилову Алевтину, Альхович Нину, Бабурина Альберта, Раскатова Валентина, Павловых Галину и Владимира и многих других ребят. Им были предоставлены комнаты, где расположились кружки: радио, фото, киномехаников, авиамодельный, «умелые руки», танцевальный, хоровой, кройки и шитья и художественной вышивки. Одновременно Дом пионеров мог принимать до 300 воспитанников.

Первыми работниками Дома пионеров в 1955 – 1956 годах были:

Уткин Ф.А. – директор;

Денисова В.П. – руководитель кружка кройки и шитья и художественной вышивки;

Одинец В.П. – руководитель радиокружка;

Макаров Н.Я. – руководитель кинокружка;

Белогирина Г.Л. – руководитель танцевального кружка;

Галкин Л.П. – руководитель хорового кружка;

Беляев С.К. – руководитель фотокружка;

Капустин А.А.  – руководитель кружка художественного выпиливания;

Серова М.И. – руководитель пионерской и массовой работы;

Вьюгин И.Г. – завхоз;

Павлова Н.А. – уборщица.

Педагоги и подростки активно включились в жизнь района и города. Уже в 1956 году они приняли участие в VI областном слете пионеров, проходившем под лозунгом «Мы Родину славим трудом», вышли на старт спортивно-военизированной игры «Будь готов!», откликнулись на призыв ЦК ВЛКСМ организовать поход за озеленение городов. Последнему мероприятию придавалось во второй половине 50-х годов особое значение. Пионеры и школьники озеленяли улицы и дворы, сажали «аллеи дружбы», создавали зеленые ограды у могил героев войны. Кроме того, вторая половина 50-х – это сбор макулатуры и металлолома, участие в районных, городских и областных слетах туристов, различных спортивных соревнованиях. При этом нельзя не отметить, что основой деятельности Дома пионеров в этот период  была организация кружковой работы, а не районные и городские мероприятия. Это и понятно. Штатное расписание, слабая материальная база, относительно небольшой охват подростков ставили перед Домом пионеров вполне определенные и пока еще довольно узкие задачи.

Во второй половине 50-х годов в содержании и формах организации пионерской работы произошли существенные изменения. Усилилась ее идейно-политическая направленность. Широкое распространение получили торжественные шествия пионеров к памятникам В.И.Ленина, мемориалам Славы, пионерские линейки, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Регулярным стало проведение политинформаций, митингов в защиту мира. Зародилось движение «красных следопытов», по инициативе которых в ряде школ были открыты мемориальные доски с именами учащихся, погибших в сражениях за Родину. Воспитанники Дома пионеров участвовали в многочисленных встречах с ветеранами войны и труда, родителями и родственниками героев первых лет советской власти и Великой Отечественной войны. Среди наиболее запомнившихся – встречи с нашим земляком, Героем Советского Союза, разведчиком А. Матросовым, с матерью возвышенного советской пропагандой Павлика Морозова.

Огромную  работу  по  развитию  Дома  пионеров во второй половине 50 – начале 60-х годов проводили занявшая пост директора в 1956 году Нина Федоровна Паленова и пришедшая ей на смену в 1959 году Нонна Андреевна Козырева. При них организация работы вышла на иной, более качественный уровень. Была расширена сеть кружков, привлечены на работу высококвалифицированные специалисты. Среди тех, кто пришел в Дом пионеров в конце 50-х годов, можно отметить Гут Л.Ф., Малышеву Л.И., Сперанскую Г.В., Козлова Е.С.  Значительно возросло  количество детей. Появились и дополнительные площадки для занятий. Это были «красные уголки» (400 кв. дом, Химзавод) и площадки во дворах, где летом и зимой бурлила жизнь: выступали кружковцы, проводились концерты, приуроченные к праздникам, организовывались новогодние елки. Кроме этого, коллективы Дома пионеров  выступали на крупных промышленных предприятиях, в Домах культуры, на стадионах, в школах и садах, в соседней воинской части. Приходилось демонстрировать свое мастерство на городских и районных партконференциях, на встречах ветеранов и даже на избирательных участках. Профессионализм организаторов и режиссеров подобных мероприятий был достаточно высок. Известен факт, когда к руководителю танцевального кружка Белогириной Г.Л. приводили солдат из расположенной неподалеку военной части для обучения их вальсу.

Именно  в этот период, в конце 50 – начале 60-х годов, была заложена традиция ежегодных поездок-экскурсий педагогов Дома пионеров и детей по Ивановской области и за ее пределы. Тогда же стал складываться дружный коллектив единомышленников, где все дела выполняли сообща, и где все работники болели за общее дело.

Городской Дом пионеров и школьников № 1, несмотря на небольшой штат и ограниченные материальные возможности, постепенно становился центром культуры всего Рабочего Поселка. Работая ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 20.00 он привлекал сотни подростков, уводя их с улицы и давая возможность выбрать себе занятие по вкусу, интересу и темпераменту. В выходные дни в отремонтированном «красном уголке» 400 кв. дома в рамках «Клуба выходного дня» устраивались бесплатные показы художественных и документальных фильмов, проводились выступления ветеранов и передовиков производства.

Площадками для работы Дома пионеров постепенно становились и школы Фрунзенского района. Тесные связи и результативное сотрудничество осуществлялось со школами: начальными – №№ 4, 12, 14, семилетними  – №№ 6, 13, 24, 35, 57, средними общеобразовательными  – №№ 25, 29, 30, 33, 39, 46, 54, 55, 60. Кроме этого, партнерские отношения были налажены с ТЭЦ-2, Северным аэродромом (выделял дюралюминий для изготовления в кружках макетов самолетов), швейным заводом № 3 (давал парашютный шелк, нитки и искусственный мех), соседней воинской частью.

Начало 60-х годов в пионерском движении ознаменовалось стартом Всесоюзной двухлетки под девизом «Пионеры – Родине». Юные ивановцы начали с озеленения города: 10 тысяч школьников вышли на улицы, чтобы принять участие в уходе за деревьями, посадить новые. Энтузиазм был потрясающим! За несколько дней учащиеся школы № 30 Фрунзенского района высадили более 800 кустарников. А всего за два года в городе было посажено более 38 тысяч деревьев, 29 тысяч кустарников. Еще одним видом общественно полезного труда пионеров и школьников был сбор металлолома и макулатуры. Десятки тонн металлолома, непригодной для использования бумаги пошли на перерабатывающие предприятия, чтобы вскоре предстать в виде тракторов и автомобилей, книг и газет. Определенный вклад в эти благие дела внесли и воспитанники Дома пионеров.

По-прежнему серьезную роль в воспитании подрастающего поколения играла идеологическая работа. В 1961 году в Доме пионеров был создан пионерский штаб (руководитель Серова М.И.), который сразу провел конкурс стенных газет, организовал праздник пионерского актива. Годом позже в Иванове состоялся большой пионерский парад в честь 40-летия Всесоюзной пионерской организации, почетное право открыть который получил Фрунзенский район. Как и в конце 50-х, хрущевская «оттепель» призывала равняться на В.И.Ленина. В 1962 году был дан старт Всесоюзному соревнованию пионерских отрядов под девизом «Имя Ленина в сердце каждом, верность партии делом докажем», в 1964 году районный совет пионерской организации провел праздник «40 лет с именем Ленина». В этом же году Дом пионеров и школьников № 1 в соответствии с решением Фрунзенского райкома ВЛКСМ получил имя Фрунзе М.В.

 С 1963 по 1969 год Домом пионеров руководила Римма Ильинична Каткова – хороший организатор, интересный человек, любивший работу и свой небольшой коллектив. Вот как оценивала она вклад педагогов в дело воспитания подрастающего поколения в одном из приказов-поздравлений ко Дню учителя:

«Дорогие товарищи! Работники внешкольных учреждений – в одном ряду с многомиллионной армией советского учительства. Каждый учитель, каждый воспитатель – индивидуальность. Но все они похожи в главном. Нет среди них ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам, кто не прилагал бы всех своих сил для того, чтобы помочь им вырасти честными, смелыми людьми, кто не хотел бы для каждого из них яркой жизни, блистательного подвига. Не для собственной славы, для славы своих питомцев, для счастья своей страны трудится каждый педагог. Поздравляю каждого из Вас с замечательным праздником – Днем советского учителя! Желаю всем здоровья, удовлетворения в труде, счастья!»

При Катковой Р.И. работа в Доме пионеров становится поистине массовой. Увеличивается штат сотрудников, с 7 до 19 расширяется перечень кружков, более чем в 3 раза (до 1000 человек) возрастает количество занимающихся. Появляются новые кружки: конструкторский, авиамодельный, краеведческий, спортивный, музыкальный, настольного тенниса, вязания, народных инструментов, «Умелые руки» и другие. К тем, кто продолжает работать с момента открытия Дома пионеров (Беляев С.К., Денисова В.П., Белогирина Г.Л.), присоединяются новые сотрудники: Спиридонов В.К., Горская Л.А., Карманова Н.В., Михайленко М.Н., Вялухин Б.Д., Кукушкин В.П., Барсуков Л.Н., Пустошкин С.В.

Жизнь в Доме пионеров № 1 бурлит! По инициативе городского пионерского штаба подростки собирают металлолом на агрегат для отбелки тканей для завода «Ивтекмаш»; отправляют деньги пострадавшим от землетрясения в Ташкенте, на строительство Дворца пионеров на Чукотке; участвуют в субботниках и воскресниках, соревнованиях на призы газеты «Пионерская правда», в движении детских футбольных клубов «Кожаный мяч», в спортивных праздниках на стадионах «Юность» и «Буревестник», в общесоюзной игре «Зарница». В 1967 году в рамках соревнований по ракетному моделизму (участвовали 54 ракетостроителя из 18 кружков города) команда Дома пионеров № 1 завоевала приз имени Ю.Гагарина.

Широкое распространение в 60-е годы получили туристические походы. Маршруты проходили по территории Ивановской и соседних областей. Количество участников варьировалось от 5 до 20 человек, дней, проведенных в походах, от 3 до 7 . Маршруты: Иваново – Ломы; Иваново – Палех – Мыт; Шуя – Хотимль – Холуй – Южа – Палех – Майдаково – Васильевское; Фурманов – Приволжск – Волгореченск – Плес – Кинешма – Щелыково; Домовицы – Каминский – Клинцово – Вичуга – Кинешма. Задачи походов – самые разнообразные: участие в турслетах, знакомство с историей края, проведение концертов художественной самодеятельности и т.п. Организовывали и проводили эти походы руководители кружков: Денисова В.П. (кройка и шитье, «Умелые руки»), Белогирина Г.Л. (танцевальный), Беляев С.К. (фотография), Спиридонов В.К. (кино, краеведческий), Карманова Н.В. (пионерский актив). Созданный при Доме пионеров отряд «Следопытов Октября» в течение 20 дней участвовал в археологических раскопках в составе Верхне-Волжской экспедиции (маршрут движения: Иваново – Ворожино – Семухино – Шуя), ходил в турпоход Кинешма – Решма – Михайловское – Юрьевец – Чкаловск–Горький.

Во второй половине 60-х годов кружковцы часто выезжали на экскурсии в районные центры Ивановской области (Шуя, Палех, Фурманов, Кинешма) и за ее пределы (Владимир, Ярославль, Кострома, Суздаль).

По-прежнему одной из основных составляющих работы Дома пионеров был идеологический аспект. В марте 1967 года было утверждено новое Положение о Всесоюзной пионерской организации. В нем были определены главные задачи и основные принципы воспитательной деятельности организации на современном этапе. Особого размаха в этот период достигла работа по «воспитанию трудящихся на примере жизни и деятельности В.И. Ленина в связи с предстоящим юбилеем со дня его рождения». Это предполагало изучение основных вех и событий жизни В.И. Ленина, его родственников, создание праздничных стендов, ленинских комнат и музеев, возвеличивание его заслуг и приукрашивание личных качеств. Ленин был «коммунистическим богом», на которого должны были равняться все граждане и, прежде всего, подрастающее поколение. В Ивановской области была принята программа подготовки к празднованию юбилея, предполагавшая проведение областных, городских, районных торжественных мероприятий, научно-практических конференций, воскресников и субботников и т. п. Естественно, Дом пионеров, по определению, как проводник идей партии и комсомола в работе с подрастающим поколением, не мог оставаться в стороне.

Деятельность пионерской организации в этот период строилась в рамках так называемых «маршрутов» Всесоюзного пионерского марша «Всегда готов!»: маршрут «В страну знаний» подразумевал наличие интереса к учебе и воспитание ответственного отношения к труду. Пионеры привлекались к работе в ученических производственных бригадах, лагерях труда и отдыха, бригадах по ремонту школ. Это помогало формировать у ребят умения, навыки и потребность трудиться, развивать профессиональные склонности. На маршруте «Моя Родина – СССР» молодежные отряды создавали экспозиции музеев и залов боевой и трудовой славы. Труд юных следопытов позволял установить новые имена воинов и партизан, павших в боях против фашистских захватчиков. «Красные следопыты» Дома пионеров участвовали в поисковой работе в Шуйском и Гавриловопосадском районах Ивановской области. Совместно с другими следопытами района они проехали более пяти тысяч километров по местам боев 332-й Иваново-Полоцкой ордена Суворова II степени дивизии имени М.В. Фрунзе. И им же районный комитет партии поручил сбор материала по истории Фрунзенского района, начиная со времени создания Иваново-Вознесенской губернии.

В 70-е годы Дом пионеров и школьников № 1 вступил с новым директором: после недолгого пребывания на этом посту Сергея Константиновича Беляева (декабрь 1969 – сентябрь 1970 года) к руководству пришла Валентина Петровна Подпругина. Не имея опыта работы в системе внешкольного образования, она строила работу учреждения в точном соответствии с планом мероприятий и принимала «адекватные» меры, если этот план не выполнялся, несмотря на недовольство части педагогов, привыкших работать творчески и самостоятельно. В конце 70-х годов, директором Дома пионеров стала Елена Дмитриевна Дмитриева (1977–1981 годы), доброжелательный человек и очень активный работник. Нельзя не отметить, что именно в этот период, с 1974 года, начала свою работу в Доме пионеров на должности методиста бывшая вожатая школы № 43 и школы-интерната № 2 Людмила Леонидовна Бурлакова. Активно включившись в работу, она вскоре возглавила кружок массовиков-затейников, а к концу 70-х годов стала заведующей массовой работой, заменив на этой должности Моисееву М.Ф.

Структура Дома пионеров в начале 70-х годов оставалась прежней. Небольшой коллектив (около 20 человек), состоящий из руководителей кружков и работников хозчасти, и возглавляющий его директор. Незначительные изменения произошли во второй половине 70-х годов. В штатном расписании появились должности заведующего массовой работой и культорганизатора.

Появились новые кружки: кукольный, шахматный, столярный, мягкой игрушки, баянистов, филателистов, юных юристов, юных барабанщиков, выжигания, литературного краеведения, игры на гитаре, аккордеоне. Всего к концу 70-х в Доме пионеров действовало 27 кружков. Пришли новые педагоги: Федорова О.В., Миловидова Н.И., Петрова Л.Б., Загоровская И.А., Панкратова М.А., Андронова Н.М., Папин А.А. и другие.

В этот период, и особенно во второй половине 70-х годов, в работе Дома пионеров происходит значительный крен в сторону усиления идеологической работы. Формально подчиненный городскому отделу образования и финансируемый им же, Дом пионеров все больше и больше превращается в придаток районных комитетов комсомола и партии. Многие сотрудники Дома пионеров работают в районных советах пионерских организаций, пионерских штабах, базирующихся в районном комитете комсомола. В самом Доме пионеров функционируют школы комсомольского и пионерского актива, старших вожатых, штаб «Имя героя», общественно-политический клуб для старшеклассников, лекторий «Международные отношения». Значительная часть мероприятий, проводимых Домом пионеров, – совместные с райкомами ВЛКСМ и КПСС. Это так называемые «пионерские приветствия» на разного рода торжественных мероприятиях, районные слеты пионерского актива, почетный караул, вступление в пионеры и комсомол. Нельзя не отметить, что Дом пионеров, как инструктивно-методический центр, координирует работу пионервожатых школ Фрунзенского района с целью массового вовлечения подростков в молодежные коммунистические организации, руководствуясь планом, спущенным сверху, при этом, нередко нарушая принцип добровольности.

В 70-е годы воспитанники Дома пионеров № 1 активно участвуют в различных «Всесоюзных экспедициях» и «пионерских маршрутах», слетах, посвященных 50-летию организации и 100-летию г. Иванова, в создании клубов интернациональной дружбы, выставках детского антивоенного рисунка и т.п.

Естественно, деятельность Дома пионеров не ограничивалась только идеологической работой и воспитанием учащихся «в духе преданности партии и правительству». По-прежнему активно работали кружки, а воспитанники Дома пионеров участвовали в различных областных, городских, районных мероприятиях. В 1970 и 1974 годах – это городские конкурсы чтецов (соответственно, к 100-летию г. Иванова и «Ленин и дети»), в 1973 – викторина «По родной стране» и утренник к 60-летию С.Михалкова, в 1975 – к 30-летию Победы – встречи с ветеранами войны, в 1978 – утренники для малышей и игра по станциям «Угадайка», «Песенная», «Танцевальная». Большой популярностью пользовались проводимые в Доме пионеров конкурсы «А ну-ка, девушки!», в рамках которых устраивались встречи с парикмахерами, викторины молодых хозяек и юных швей, проводилась демонстрация моделей одежды, изготовленной руками ребят. Продолжали работу клубы «выходного дня» и «интересных встреч». Последний провел несколько встреч с работниками правоохранительных органов под девизом «Моя милиция меня бережет». Силами кружковцев в парке имени Степанова, в госпитале ветеранов войны, на летних площадках района, в школах и домоуправлениях проводились многочисленные концерты художественной самодеятельности.

Несколько спала активность в организации туристических походов и экскурсий. Походы (в том числе и на велосипедах) проходили по маршрутам: Иваново – Кинешма – Наволоки – Белая горка – Станко; Беляницы – Егорьево – Княжево – Лучинск – Иваново; Фурманов – Игнатовское. Осуществлялись выезды агитбригад в учхоз ИСХИ и пионерский лагерь швейного завода № 3. Экскурсионная работа была сориентирована на посещение областных и районных центров соседних областей (Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль, Гусь-Хрустальный) с посещением краеведческих музеев, памятников архитектуры. Организацией этих мероприятий руководили опытные педагоги: Белогирина Г.Л., Михайленко М.Н., Стрельников В.И., Ямщиков А.В., Иванова Т.А.

Педагоги Дома пионеров в 70-е годы довольно часто получали благодарность руководства за вклад в методическую и массовую работу, организацию смотров художественной самодеятельности и проведение концертов, за работу в отдельных кружках. Среди тех, кто неоднократно попадал в приказ, можно выделить Белогирину Г.Л., Гвоздева И.К., Ямщикова А.В., Денисову В.П., Егорова Е.А., Моисееву М.Ф.

На рубеже 70-80-х годов была проведена акция, о которой до сих пор вспоминают все ветераны. Идея родилась в 1979 году. Пионеры Фрунзенского района по инициативе районного пионерского штаба (рук. Бурлакова Л.Л.) в честь очередного ленинского юбилея решили провести «вахту ударного труда» по сбору металлолома для последующей комплектации своего «пионерского трамвая». Металлолом (всего 106 тонн) собирали пионеры и школьники всего района. В конце 1979 года под звуки оркестра соседней воинской части его торжественно отправили на завод. В марте 1980 года в трамвайное депо поступил новенький вагон № 205. На митинге в честь пуска трамвая выступили первый секретарь РК ВЛКСМ Корелов Н.Б., представители Дома пионеров и школ Фрунзенского района. Трамвай был разрисован руководителем кружка мягкой игрушки Корзеневой Т.А., на его боку была надпись «Пионеры – Родине!» Первыми пассажирами были лучшие сборщики металлолома, активисты районного пионерского штаба «Мальчиши». На табличке трамвая был № 2, первая поездка, «круг почета», прошла по маршруту Рабочий поселок – железнодорожный вокзал. Эта совместная инициатива Дома пионеров (отв. Дмитриева Е.Д., Калмыкова И.Е.) и районного пионерского штаба (Бурлакова Л.Л.) была одобрена и нашла поддержку в комсомольской и партийной организациях района и города.  Традиция торжественной отправки «пионерских автоколонн» с металлоломом на перерабатывающие предприятия прижилась. Еще не раз украшенные плакатами и флагами автомобили проезжали через весь город, отдавая должное трудовому почину подростков Фрунзенского района.

На смену переведенной на работу во Дворец пионеров города Минска Дмитриевой Е.Д. в Дом пионеров пришла Зоя Семеновна Шевырина. Проработала она на посту директора недолго: с 1981 по 1983 год, но запомнилась своим демократизмом, неформальным отношением к сотрудникам и подросткам, заинтересованностью в развитии детского творчества.

Основным направлением деятельности при ней оставалась пионерская работа. Активно практиковалась организация слетов отрядов «юных гвардейцев пятилетки»— лучших в пионерской работе, в учебе, в общественно-полезном труде. Шевырена З.С. в течение продолжительного времени занимала пост ответственного секретаря Центрального Совета пионерской организации.

В 1983 году директором Дома пионеров стала Татьяна Ивановна Илюхина. Неординарный человек с ярко выраженным талантом организатора и лидерскими качествами, она буквально заражала своей энергией и задором.

Именно ей пришла в голову идея строительства некоего Дома, который бы символизировал преемственность в работе молодежных коммунистических организаций (октябрята – пионеры – комсомольцы) и укреплял связь с педагогами школ и внешкольных учреждений. Фундаментом дома должны были стать самые маленькие – октябрята. Основание – это пионерская организация Фрунзенского района, крыша – комсомол. Чтобы фундамент был основательным, надо было заботиться о малышах, всячески развивать их способности, закладывать основу патриотического воспитания. Но главное все же – основание. Чтобы стены были крепкими, необходимо было создать жесткую работающую схему взаимодействия пионерской организации с октябрятами и комсомольцами. Приводным ремнем в работе этого механизма должен был стать районный пионерский штаб и сотрудники Дома пионеров, отвечавшие за массово-методическую работу (Бурлакова Л.Л., Калмыкова И.Е., Миловидова Н.И. и другие). Их обязанности – разработка стратегии, перспективного плана действий пионерской организации района. Реализация идей должна была осуществляться через пионерские дружины школ, комнаты школьника, домоуправления. Кульминацией деятельности пионерской организации за год стали слеты пионерского актива района, где подводились итоги работы и давался старт новым начинаниям.

В самой идее тесного взаимодействия октябрятской, пионерской и комсомольской организаций не было ничего революционного, но, безусловно, в том, что намечали сделать Илюхина Т.И., Бурлакова Л.Л. и их сподвижники, содержалось много новых и интересных задумок.

Большую помощь Дому пионеров в осуществлении этих планов оказывали старшие пионервожатые школ Фрунзенского района:  Волкова Т. и Рейзман Т. (шк. № 30), Голубева Е. и Хонина Н (шк. № 33), Бедова В. (шк. № 39), Новосельская И. (шк. № 66), Носова О. (шк. № 6), Голдобина В. (шк. № 29), Расторгуева Г. (шк. № 54), Чернухина А. (шк. № 7), Шамшина О. (шк. № 28) и другие. Стройная схема взаимодействия пионерской организации и школ не функционировала бы нормально без тех людей, которые работали в системе городского (Кузьминский А.П., Самсонян В.М., Князева С.А.), районного (Пирогова М.А., Щеголева Е.Ф., Кайтмазова А.М., Катенева А.М.) образования, во Фрунзенском райкоме ВЛКСМ (Иванов К.Ф., Кузьмина Г.А., Чернова Т.Н., Цыганов С.В., Стрижов А.Н., Тунцев А.В.).

Оценивая работу молодежных организаций в 70-80-е годы, нельзя не задаться вопросом: а что же хорошего было в этой заидеологизированной, заорганизованной пионерской работе с надоевшими сборами и собраниями, скучными политинформациями, борьбой за жизнь и свободу абсолютно далеких от нас и малознакомых Анжелы Дэвис, Леонарда Пелтиера, Пабло Неруды и других? Плюс к этому – планы по приему в пионеры и комсомольцы, отсутствие возможности осуществления собственного выбора, воспитание в духе «преданности партии и правительству».

А ведь все это было, все правда. Но есть и другая правда, которая не противоречит первой, а дополняет ее. И в этой правде гораздо больше плюсов, чем минусов. Ощущалось какое-то безудержное пионерское веселье с многочисленными походами за город, коллективным просмотром интересных фильмов, разнообразными спортивными состязаниями. Сбор металлолома и макулатуры, который, по сути, был Игрой. Вступление в пионеры и комсомол, к которому большинство подростков относились вполне доброжелательно и, более того, желали этого. Хорошо продуманное и организованное патриотическое воспитание (здесь и беседы о войне, и встречи с ветеранами, и посещение захоронений), подготовка к общественно-полезному труду (субботники, воскресники, ремонт школы), тимуровская работа. Всего не перечислишь. Ясно одно: большинство подростков было организовано, занято Делом, а не болталось по улицам и подворотням.

Естественно, деятельность нового директора и его команды не ограничивалась строительством пионерского Дома, перед ними стояли не менее важные и ответственные задачи.

Изменилась структура учреждения. В соответствии с новым Положением о Дворцах и Домах пионеров 1987 года впервые за 30 лет работы в штате появились должности заместителя директора и заведующего отделом. Сначала было создано три отдела: художественный, технический и туристическо-спортивный. Но уже в 1988 году произошла реорганизация и названия отделов стали другими: массово-методический, прикладного и технического творчества и художественного воспитания. Расширился круг педагогов, стало гораздо больше совместителей. Появились новые кружки: вокальный, стрелковый, ритуальный, электротехнический, парашютный, кукольных теней, художественного чтения, машинописи, механической игрушки, ритмики, корневой скульптуры, журналистики, автодело, бокс, самбо, водного туризма и т.д. Всего на конец 80-х в Доме пионеров функционировало 43 кружка.

В 80-е годы, особенно с расширением штатного расписания, в Дом пионеров пришла плеяда педагогов-профессионалов, многие из которых трудятся и сегодня. Это Коваль О.А., Балабанов Е.С., Пенкина С.Н., Милованова А.Г., Калмыкова И.Е., Вихарева З.П., Жукова Т.Л., Телегина М.В., Ногтева М.Н., Морозова Т.М., Овчинникова Т.Ф., Степанова Л.В., Овчинников Н.М., Еремина Т.А. Сложился великолепный, дружный коллектив. Сплав опыта и молодости, организованности и задора. Совместные походы, экскурсии, семейные праздники – все это укрепляло коллектив, делало его дружнее и боеспособнее. Ну и, конечно, объединяла всех любовь к работе и детям. Не случайно книги приказов за 80-е годы просто пестрят благодарностями: за организацию пионерских приветствий, смотров ритуальных групп, смотров художественной самодеятельности, за ответственное отношение к своим обязанностям и воспитание подрастающего поколения. Неоднократно получали благодарность: Бронникова В.И., Белогирина Г.Л., Балабанов Е.С., Коваль О.А., Федорова О.В., Ямщиков А.В., Загоровская И.А., Андронова Н.М., Петрова Л.Б., Калмыкова И.Е., Аносова Н.К., Миловидова М.И.

Среди тех, кто пришел в 80-е годы и продолжает трудиться сегодня, нельзя не выделить Балабанова Е.С. Участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, представленный к «Ордену мужества», лауреат Всероссийского конкурса исполнителей и ансамблей бального танца, «Педагог года», в разное время – заведующий отделом прикладного творчества и руководитель кружков танца, выпиливания и выжигания, «Мастер-ОК» и, самое главное, Мужчина, который 25 лет отработал в системе дополнительного образования. Есть ли еще такие примеры?

В этот период очень активно работали кружки художественного направления. Традиционным было участие  коллектива Дома пионеров в районных и городских смотрах художественной самодеятельности; в организации ежегодных новогодних вечеров с играми, конкурсами, викторинами; в выступлениях творческих коллективов в школах, садах, парках, домоуправлениях, пионерских лагерях, на избирательных участках. По инициативе массово-методичесого отдела силами кружковцев в школах Фрунзенского района проводились «Дни Дома пионеров», в рамках которых устраивались игровые утренники (отв. Труктанова Н.Н.), практические занятия кружков вязания (отв.  Петрова Л.Б.) и «Умелые руки» (отв. Загоровская И.А.), разучивались массовые игры и танцы (отв. Фадеева И.В.).

Было положено начало работе детских объединений по интересам. В конце 80-х все это вылилось в проведение ежегодных слетов на базе театра музыкальной комедии. В течение трех дней все желающие могли оценить мастерство выступающих в концерте художественной самодеятельности, поучаствовать в спортивном празднике, приобрести изделия кружков прикладного и технического творчества на ярмарке-продаже.

Впервые в Иванове при Доме пионеров открыли цирковую студию, правда, просуществовала она недолго. К сожалению, из-за недостатка площадей пришлось закрыть и «живой уголок», где дети ухаживали за хомячками, белками, птицами.

Дальнейшее развитие получило такое направление работы, как туризм. Педагогам и подросткам запомнились зимние и летние походы с участием Стрижова А.Н. и Тунцева А.В., турслеты на реке Санеба конца 80-х (отв. Стебенева В.И.), праздник в местечке Горино (отв. Балабанов Е.С.), присвоение звания «Турист СССР» членам кружка пешеходного туризма «Светлячок», подготовка команды на Всероссийский конкурс по туризму и краеведению «Моя Родина СССР» (отв. Носова О.В.). Ну и, конечно, походы. Ночевка у костра на берегу речки, рассветы и закаты, которые не замечаешь в городе, встречи с интересными людьми, осмотр старинных памятников. Это и средство эстетического воспитания, и хорошая физическая закалка: длительные переходы, преодоление препятствий, борьба с непогодой. Что может быть прекраснее встреч с живой природой: просторы полей, чащи лесов, голубая гладь озер, наблюдение за жизнью лесных обитателей, птичьи концерты по утрам и вечерам. Туристические маршруты 80-х в основном и были сориентированы на встречи с родной природой нашего края.

Экскурсии продолжали оставаться одним из видов отдыха педагогов и детей. Наряду со стандартными и отработанными в 60-70-е годы маршрутами в близлежащие областные центры и районные города (Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль), в 80-е годы практиковались поездки за пределы Российской Федерации. В 1982 и 1983 годах группа детей из кружка выжигания и гравировки (отв. Балабанов Е.С.) в составе 12 человек совершила поездки в Одессу, Винницу и Киев, в 1989 году группа кружковцев (отв. Смирнова Г.Р.) посетила Вильнюс.

Возросшие финансовые возможности Дома пионеров позволяли отправлять сотрудников в командировки в различные города Советского Союза. Администрация и педагоги Дома пионеров побывали на Всесоюзных конференциях в Москве («Обмен опытом по возрастному подходу в работе с учащимися», «Взаимодействие школы и пионерской организации в коммунистическим воспитании детей»), участвовали в семинаре директоров Домов пионеров и старших пионервожатых (Ленинград), повышали квалификацию (Москва, Петрозаводск), сопровождали группы детей в пионерские лагеря «Артек» и «Орленок». Руководитель шахматного кружка Папин А.А. выезжал в Уфу для судейства первенства РСФСР по шахматам. Команда кружковцев под руководством Телегиной М.В. участвовала в конкурсах бального танца в Ярославле и Жуковском.

Рубеж 80 – 90-х годов ХХ века стал переломным этапом в истории нашей страны. Закончилась 70-летняя эпоха строительства коммунизма, развалился Советский Союз. Вместе с ним прекратили свое существование коммунистические молодежные организации – комсомол и пионерия. Марксизм-ленинизм, являвшийся в течение нескольких десятилетий официальной идеологией советского государства, тоже «приказал долго жить». Естественно, эти перемены не могли не сказаться на развитии всей системы образования, в том числе и внешкольного.

Значительные изменения произошли и в Доме пионеров и школьников № 1. Не было больше такого направления деятельности, как пионерская работа, перестал функционировать районный пионерский штаб, ушли в прошлое отряды и дружины, собрания и слеты. Обстоятельства сложились так, что в этот переломный момент, начиная с 1990 года, директором Дома пионеров стала Людмила Леонидовна Бурлакова. Очень скоро ей пришлось столкнуться с серьезной реорганизацией системы внешкольного образования.

1 сентября 1992 года постановлением главы администрации Фрунзенского района № 518 в соответствии с примерным Положением о внешкольных учреждениях с «целью дифференциации обучения и создания учебных заведений различных типов, в том числе и учреждений дополнительного образования» на базе Дома пионеров и школьников № 1 был открыт Детско-юношеский центр. В этом же году, в связи с реорганизацией, ДЮЦу было передано дополнительное помещение по адресу Красных Зорь, 1, которое сразу стало активно использоваться в работе. Но окончательно все проблемы с помещением были решены только в 2000 году, когда ДЮЦ получил здание бывшего детского сада по улице Благова. Героические усилия всего коллектива и продолжительный ремонт превратили это заброшенное здание в главный корпус, где сейчас располагается администрация, проводятся все наиболее значимые мероприятия.

С изменением статуса учреждения изменились и взаимоотношения со школами Фрунзенского района. Дюц уже не устанавливал правила, не диктовал, как работать с молодежью. Равноправные, взаимовыгодные и очень доброжелательные отношения, строящиеся на договорной основе, сложились со школами № 30 (директор — Крюков В.А.), № 8 (Вешуткин Б.Л., Котлов А.Н.), № 24 (Кукушкина Т.Н.), № 68 (Тунцев А.В.), № 66 (Оленина Л.И.), № 28 (Садовников В.Н.), № 33 (Тюрин В.К.), № 35 (Бугеро Т.Н.), детским домом № 3 (Илюхина Т.И.).

Структура нового учреждения предполагала наличие в административном звене директора, двух заместителей, руководителей отделов и центров, число которых в 90-е годы варьировалось от трех до восьми. Штат сотрудников постоянно расширялся, на рубеже 1990 – 2000-х годов цифра работающих составила более 250 человек. Возрастало число объединений по интересам. К уже функционирующим добавились: «Веселые нотки», «Хозяюшка», «Познай себя», «Природа и фантазия», юный зоолог, юный дрессировщик, юный экскурсовод и т.п. Изменения в обществе, разнообразные новации во всех сферах жизни подтолкнули к созданию таких кружков и объединений, названия которых раньше трудно было бы представить: «Психология общения», «Гигиена умственного труда», «Этика и психология семейной жизни», икебана, у-шу и даже «Космическая экология духа».

На рубеже 80 – 90-х годов на общество обрушилась лавина информации по самым различным областям и отраслям знания, менялась политическая и экономическая модель государства. Все это диктовало развитие новых форм работы с молодежью.

В 1991 году на базе двух районных клубов для старшеклассников «Ровесник» и «Глобус» был открыт новый отдел – центр интеллектуального творчества «Лидер». Его создателем и первым руководителем был воспитанник Дома пионеров, бывший командир районного пионерского штаба «Мальчиши» Смирнов Е.А. Свою трудовую деятельность он начал в должности руководителя кружка «Ритмика», а затем перешел на заведование открывшегося отдела. В течение двух-трех лет Смирнову Е.А. удалось собрать команду единомышленников (Носова О.В., Петров В.В., Алексеев С.Н., Карташова О.В.) и разработать стратегию развития «Лидера». Основной задачей была помощь молодежи в адаптации к новым реалиям современного мира, подготовка молодых лидеров, способных стать в будущем политической элитой города и области. Уже первые мероприятия «Лидера», показали серьезность намерений.

В начале 1991 года совместно с горкомом КПСС был проведен тщательный отбор школьников для участия в первом сборе  юношеской интеллектуальной элиты в «Артеке». Наша команда показала себя с самой лучшей стороны. Все 10 участников, представлявших Ивановскую область, по итогам сбора были приняты на первый курс одного из центров по подготовке кадров – Северо-Западной академии государственной службы. При этом из Москвы, Ленинграда и других крупных городов поступило по одному человеку.

В этом же году была организована конференция «Научная интеллигенция и формирование гражданского общества», в 1992 году на базе школы № 33 еще одна:  «Церковь, религия и культура» с привлечением ученых ивановских ВУЗов и священнослужителей. Вести разговор об иконописи, песнопениях, посещать монастыри и храмы по тем временам было достаточно смело. Кульминацией деятельности Смирнова Е.А. и его команды была организация в 1993 году так называемой «Игры без границ», учредителями которой выступили администрация Ивановской области, Дягилев-фонд, министерства образования и социальной защиты. Это было масштабное мероприятие, международный праздник, на который съехалось более трех тысяч гостей из России, США, Англии, Франции, Испании, Швейцарии. Были задействованы крупнейшие городские площадки, прошла научно-практическая конференция «Игрокультура и социализация личности», организованы «Ужин встреч и знакомств» и посещение театра Регины Гринберг. Большую помощь «Лидеру» в проведении этих мероприятий  оказывали руководители области и города в лице Балабановой Н.П., Воронова Ю.М., Добряковой Л.Н.

Смирнов Е.А. был одним из первых, кто понял необходимость привлечения  к  внешкольной  работе  ученых ивановских ВУЗов. В начале 90-х годов в качестве руководителей научных программ и консультантов выступали доценты исторического факультета ИвГУ Полывянный Д.И., Усманов С.М., а также кандидат исторических наук Бунин А.О. Кроме того, в середине 90-х годов была достигнута договоренность с историческим факультетом ИвГУ о создании первого в городе специализированного исторического класса, куда на конкурсной основе отбирали учащихся со всего города.

Возглавившая «Лидер» в 1995 году Козлова Е.В. продолжила работу по привлечению ученых, результатом которой стала стройная схема взаимодействия ДЮЦ – ВУЗы. Основными направлениями деятельности в рамках этого сотрудничества были историко-краеведческое, биолого-химическое, филологическое, экономическое. Чтение спецкурсов, руководство научной работой, консультации и индивидуальные занятия осуществляли ведущие преподаватели ивановского госуниверситета: доктора наук, профессора Корников А.А., Балдин К.Е., Талашова Н.С., Таганов Л.Н.; доценты Капустин Н.В., Смирнов Г.С., Точёнов С.В., Степанов А.В., Костылева Е.Л., Ремизова Н.Г., Смирнова С.Т., Богомолов А.Ф., Майдаченко Г.Г. и другие.

Ведущим направлением деятельности ЦИТ «Лидер» во второй половине 90-х годов становится организация и проведение интеллектуальных, творческих и деловых игр («Что? Где? Когда?», «Аукцион знаний», «Интеллект-лото», «Брэйн-ринг» и т.п.), в которых принимали участие старшеклассники и студенты города и области. Большую помощь в организации работы «Лидера» Козловой Е.В. оказывали Носова О.В., Врублевская С.В., Квашнин Д.Д., Горохов Р.В., Юркина О.А.

Одним из основных направлений в деятельности ДЮЦа в 90-е годы стала научная, опытно-экспериментальная работа. Начиная с 1991 года, шла подготовка, и в 1993 году на базе школы № 68 была открыта экспериментальная площадка по теме «Гуманизация дополнительного образования. Выявление и развитие творческих способностей учащихся». Авторами программы были заведующая отделом ДЮЦ Скворцова Н.Ю., директор ДЮЦ Бурлакова Л.Л. и директор школы № 68 Тунцев А.В. Научное руководство осуществляли кандидат педагогических наук Каминская М.В., доктор медицинских наук, профессор Жданова Л.А. Данная программа действовала до 1998 года и имела следующие основные направления работы: охрана зрения; профилактика острых респираторных заболеваний, нарушений нервно-психического здоровья; коррекция гиподинамии, нарушений осанки, введение здоровьесберегающих технологий в учебные программы.

С 1993 по 1999 годы на базе ДЮЦ, школы № 28 и ДОУ № 149 работала экспериментально-опытная площадка по проблеме интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования (научные руководители – кандидат педагогических наук Волкова Н.С., кандидат филологических наук Океанский В.П., исполнители – заведующие отделами ДЮЦ Суворкова И.В и Филиппова Л.Ю., заместитель директора ДЮЦ Носова О.В.). Эта научная работа предполагала разработку блока программ гуманитарно-эстетического цикла (изучение отечественной истории и литературы, организация творческих мастерских).

В рамках городской экспериментальной площадки в 1998 году начала реализовываться программа «Школа развития личности в условиях дополнительного образования на основе методологии Эльконина-Давыдова» (научный руководитель – Каминская М.В., исполнители – Бурлакова Л.Л., Носова О.В., методист – Кудряшова Т.Б.). Обобщенный опыт стал основой для создания юбилейного сборника методических материалов «Воспитание творчеством», изданного в 2004 году.

В этом же году была запущена еще одна научная программа, рассчитанная до 2006 года: «Валеологическое просвещение детей, педагогов и родителей. Здоровьесберегающие технологии» (научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Жданова Л.А., исполнители – заведующие отделами ДЮЦа Сивохина Л.В. и Скворцова Н.Ю., методист- психолог Лукьянова Е.В., Бурлакова Л.Л., Тунцев А.В.).

Значительно больше внимания в 90-е годы стало уделяться мероприятиям по социальной поддержке учащихся и организации их отдыха. Основными мерами социальной поддержки были: создание оздоровительных лагерей для детей из малообеспеченных семей с питанием на базе столовых школ Фрунзенского района, организация работы психолого-педагогической службы с целью консультирования и психологической поддержки родителей и детей (группы риска, дети с ограниченными возможностями, с задержкой психического развития), помощь детям-инвалидам (индивидуальные занятия на дому по профилям: ручной труд, развитие речи, музыка). В 1998 году совместно с городом ДЮЦем был осуществлен социальный проект – праздник для детей с ограниченными возможностями «Домовенок». Это была психолого-оздоровительная игра, цель которой –   познакомить и подружить детей-инвалидов, дать им возможность почувствовать себя такими же, как все.

В рамках этого направления деятельности проводилась работа с так называемыми «трудными» подростками. Педагоги спортивно-туристического отдела и отдела прикладного творчества еще с 80-х годов активно вовлекали их во внекружковую работу (туристические походы, подростковые трудовые отряды, различные соревнования), старались организовать их досуг. В 90-е годы в дополнение к этому «трудных» подростков побуждали принимать участие в антинаркотическом движении.

На новый уровень вышла организация летнего отдыха подростков. В оздоровительных лагерях  набирались сил и работали разновозрастные, профильные и трудовые отряды, базировавшиеся в школах №№ 2, 30, 33, 66, 68, корпусах ДЮЦ, клубах «Затейник», «Муравей», «Белая ладья», «Светлячок», «Мастерок». Руководство лагерями осуществляли опытные педагоги: Носова О.В, Овчинникова Т.Ф., Громова С.Б., Бугаев В.С., Балабанов Е.С., Зыкова И.Б.

Как и раньше, активно работали объединения художественного отдела. В 1991 году были проведены фестиваль музыки и песни на базе школы № 6, конкурсы «А ну-ка, девушки» (шк. № 68) и «Мисс Фрунзенского района». В 1992 году организовали «Праздник детства – 92», в программу которого входило проведение ярмарки, увеселительных балаганов и аттракционов, развлекательного шоу с участием певцов, музыкантов, фокусников. Середина 90-х – это: музыкальный театр при школе № 28 (рук. Кочетов В.М. и Кочетова Р.В.); городской смотр хореографических коллективов в рамках Всероссийского фестиваля «Здравствуй, мир», участниками которого были танцевальная группа «Непоседы» (рук. Антонова  С.В.), танцевальные студии «Мечта» (рук. Смирнова О.Б.) и «Фейерверк» (рук. Ушакова Т.А.). И, конечно, театр моды «Лик», созданный на базе кружка кройки и шитья Панкратовой М.А. и объединивший усилия Недвигина А.Н., Загоровской И.А., соответственно, в режиссуре и художественной разработке костюмов. Воспитанники  придумывали модели, шили, устраивали демонстрации мод на областных, городских и районных конкурсах, на праздниках в школах и домах культуры. В эти же годы во Дворце культуры были организованы масштабные праздники к 40-летию ДЮЦа и 60-летию Фрунзенского района.

Вторая половина 90-х положила начало ежегодному творческому отчету воспитанников ДЮЦа – празднику «Спасибо, музыка, тебе!», в рамках которого на базе областной библиотеки проходил концерт юных баянистов, аккордеонистов, пианистов, звучали произведения Шопена, Баха, Бетховена, Чайковского. Ответственными за проведение данного мероприятия были Недвигин А.Н., Алекса Л.С., Загулова Г.В. Второе значимое мероприятие – городской конкурс-фестиваль театральных коллективов «Лицедей», выросший из районных смотров театральных коллективов. Он проходил раз в два года и являлся отличным стимулом для педагогов показать себя, сравнить свои успехи с достижениями коллег. Инициаторами проведения данного фестиваля стали заведующий художественным отделом Недвигин А.Н. и методист Загулова Г.В.

Коллективы художественного отдела неоднократно получали гран-при, становились лауреатами и дипломантами районных, городских, областных и Всероссийских конкурсов. Наибольших успехов добилась хоровая студия «Элегия» (рук. Королева О.Е.), эстрадно-хореографический ансамбль «Талочка» (рук. Калиме Л.Ю.), детская эстрадно-вокальная студия «Акварельки» (рук. Голуб А.Ю. и Голуб С.В.), клуб спортивного бального танца «Ле-Ди» (рук. Добряков Д.В., Добрякова Е.В.).

Не отставал от художественного и отдел декоративно-прикладного творчества. Ежегодно воспитанники ДЮЦа принимали участие и становились победителями и лауреатами районных, городских и областных выставок прикладного творчества и ярмарок изделий детского творчества. В 1992 году в Доме учителя прошла выставка «Малахитовая шкатулка», ставшая впоследствии ежегодной. На ней кружковцы и педагоги представили рисунки, вышивки, изделия из кожи, дерева, бересты. Годом позже был проведен «Праздник ремесел» –  масштабное шоу, где каждое объединение демонстрировало свои успехи и достижения. На общероссийском фестивале инвалидов в 1994 году были представлены работы по дереву, салфетки, посуда (отв. Звегинцева Е.В.). Изделия, созданные руками кружковцев, демонстрировались и продавались на Иваново-Вознесенской ярмарке, Днях Города, Днях Знаний, на юбилеях ДЮЦа.

В 90-е годы в Детско-юношеском центре особое внимание стали уделять работе с дошкольниками. В 1992 году на базе «Семейного клуба» Шоличевой Т.В. была предпринята попытка создания одной из первых частных школ в городе. В 1995 году организовали «Школу раннего развития», где детей четырех-шести лет готовили к школе, обучая чтению, пению, танцам. В 1996 году это трансформировалось в школу творческого развития и здоровья ребенка «Теремок». Уделялось внимание и учащимся младших классов. Ежегодными стали праздники «Здравствуй, школа!», проводившиеся, как правило, 1 сентября в парке им. Степанова, и «День знаний», в рамках которого в ДЮЦе проходил «День открытых дверей», устраивались концерты и спортивные состязания.

Туристическое направление в деятельности ДЮЦа давало возможность подросткам посещать самые разные уголки Ивановской области. Популярными были однодневные выходы в расположенные неподалеку от областного центра места: Харинка, Курьяново, Горино, Андреево, Бухарово, Пелгусово, Красносельское. Практиковались походы в Чернцы, Дунилово, Южский и Лухский районы. Новыми веяниями были горный туризм (рук. Любимов В.В.), передвижение по болотам (рук. Введенский С.В.).

Стандартные экскурсионные маршруты (Москва, Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль, Загорск, Гусь-Хрустальный) дополнялись в 90-е годы посещением ивановских музеев (краеведческого, художественного, музея ситца) и выставочных залов.

Вся эта многогранная и объемная деятельность осуществлялась усилиями дружного коллектива педагогов и сотрудников ДЮЦа. Тридцать лет работы и пятнадцать лет директорства Людмилы Леонидовны Бурлаковой, человека, посветившего всего себя работе с детьми. Огромный срок, тяжелейшая ноша! Помогали директору, несли на себе часть нагрузки в 90-е годы (и продолжают нести и сейчас) заместители: Ковальчук Ю.А., Кульгавая Т.В., Мирошникова С.В., Смирнова Л.Н., Суворкова И.В., Недвигин А.Н., Носова О.В., Вавинова Н.Ю., Баринов С.Р. Становились победителями и лауреатами областных и городских конкурсов «Педагог года»: Балабанов Е.С., Еремина Т.А., Алекса Л.С. Росли и воспитывались в Доме пионеров, а сейчас работают педагогами: Врублевская С.В., Алекса Л.С., Антонова Е.В. Ну, и конечно, гордость коллектива – его ветераны, отработавшие в Доме пионеров (ДЮЦе) по 15 – 25 лет: Андронова Н.М., Балабанов Е.С., Загоровская И.А., Коваль О.А., Телегина М.В., Калмыкова И.Е., Ногтева М.Н., Морозова Т.М., Пенкина С.Н., Овчинникова Т.Ф., Степанова Л.В., Овчинников Н.М., Милованова А.Г., Еремина Т.А.

Честь и хвала всем тем, кто отдал свой труд, свои умения, свое время и  в  конце концов  свое сердце любимой работе, детям!

Точёнов С.В., Хохлова И.М.